Италия дикарем, или «как удобно не опаздывать за экскурсоводом».
Моя Италия началась с отлета в Милан. Рейс № 285 в 9-30 утра из Ш2 в миланский аэропорт
Malpensa. Самолет – аэробус А310, чувствуется европейский стандарт: ТВ, широкие кресла, туалеты в отличном состоянии (это я сейчас сравниваю с прошлогодним полетом в Египет на чартерном ИЛ86). К сожалению, сидя у иллюминатора, за 3 с лишним часа полета почти ничего кроме облаков не видела.В аэропорту все как обычно: таможня (ура! меня пустили в Италию), багаж. Кстати, несмотря на слова многих о том, что перед паспортным контролем очередь на час, в миланском аэропорту я прошла его минут за 10 – вот что значит не туристический центр. Вообще аэропорт гораздо удобней, чем наш Ш2. Везде стрелочки-указатели, прямо внутри аэровокзала можно купить билет на поезд (и сразу сесть на него) или на автобус до Милана. Я купила билет на автобус (8 000 лир) до центрального вокзала Милана и через 50 минут я была на вокзале, откуда у меня был план как добраться до гостиницы.
Гостиница «
Kennedy» располагается на 6 этаже какого-то здания. Комната малюсенькая (для тех, кто был у меня дома – свободного места в ней, наверное, столько же, сколько в моей комнате когда разложен диван). Внутри стандартный набор: кровать, шкаф, 2 тумбочки, ТВ. Еще была раковина, т.к. душ с туалетом в отдельной комнате.В общем, кинула я вещи и пошла гулять по Милану. От гостиницы до центрального собора
(Duomo – общее название соборов в Италии) идти пешком минут 15. Вокруг куча магазинов, кафешек и т.д. По дороге на одной из пешеходных улиц попался болид BMW на постаменте. Правда было непонятно, что он тут делает, т.к. рядом была только охрана, но это, впрочем, не так уж важно.Собор – очень красивое сооружение с кучей башенок в готическом стиле, а, учитывая, что это один из моих любимых архитектурных стилей, я была в восторге. Внутри собора поражает богатое убранство: позолота, росписи на стенах и куполах, разноцветные мозаичные витражи, мозаичные полы из разных камней. Очень красиво, получаешь удовольствие от созерцания всей этой гармоничной пышности. На соборную площадь выходит галерея Виктора Эммануила – самый старый пассаж. В галерее множество всяких бутиков, магазинчиков, есть и магазин Формулы 1, но там, конечно, сплошная Феррари и Шумахер. От собора я пошла по каким-то улицам (а в центре множество узеньких улочек, где помещается 1 человек и 1 машина) и вышла к церкви Сант-Амброджо, которая считается одним из самых красивых средневековых зданий Милана (кому она, правда, таковой считается, не знаю, но, как известно "на вкус и цвет...", посмотрите фотку и оцените сами). Оттуда недалеко (хотя в историческом центре города нет понятия «далеко» - все очень компактно расположено) до церкви Санта-Мария делле Грацие, где в трапезной монастыря находится знаменитая «Тайная Вечеря» Леонардо Да Винчи. Только фотографировать там не разрешают, поэтому дабы запечатлеть посещение сего исторического места пришлось купить открытку и сфотографировать саму церковь снаружи. Еще минут 5 пешком и я у Северного вокзала (куда, кстати, ходит экспресс-поезд (Malpensa Express) из аэропорта).
Рядом с вокзалом замок Сфорца (всем он кажется похожим на кремль, а я и не заметила, пока не услышала такое сравнение). Сам замок довольно большой, обнесен высокой стеной и рвом вокруг. Снаружи он очень красиво оброс чем-то типа плюща - получилась зеленая стена. Сейчас внутри замка музей. В нем в основном скульптуры, части скульптур, старинные усыпальницы и тому подобные каменные вещи. Вход, кстати, свободный. От замка мимо многочисленных церквей я пришла к знаменитому оперному театру Ла Скала (правда сперва я пару раз оглянулась вокруг в поисках чего-то монументального, но театр ничем не выделялся: ну дом, ну старинный, в центре они все такие). В театр я не пошла, т.к. цены на билеты там сопоставимы с ценами в Большой Театр, а у меня еще 8 дней впереди. Перед театром очень симпатичная небольшая площадь с деревьями, скамеечками и памятником Леонардо в центре. Я там немного посидела, отдохнула, но, увидев, что начинает смеркаться, быстренько пошла к центральному вокзалу, т.к. надо было посмотреть расписание и купить билеты на завтра до Монцы и на воскресенье до Венеции, а заодно найти камеру хранения, чтобы не бегать завтра утром. Когда я вышла из вокзала, было уже темно, поэтому я решила доехать до отеля на метро, тем более что надо же было в очередной раз погордиться за московское метро. В метро билетики продают автоматы, куда засовываешь мелкие купюры или монеты, с билетиком подходишь к турникету, пробиваешь его, и турникет может поворачиваться. Платформы все бетонные, освещение тусклое, поезда разрисованные и изнутри и снаружи. Поезда ходят с перерывом 3-5 минут и сидения в вагонах пластмассовые. Расправившись с метро, я нашла на улице кафешку, поужинала и вернулась в гостиницу.
Что можно сказать о Милане и миланцах? Город чем-то похож на Москву. Туристов немного, горожане все куда-то спешат, все такие занятые. В городе много дорогих магазинов и бутиков известных модельеров. Поразило огромное количество МакДональдсов (неужели кто-то там питается?). Еще в городе огромное количество светофоров. Почти на каждом перекрестке (а они попадаются метров через 200-400) светофор и пешеходный переход. Машины и мотоциклы (а их не намного меньше машин) ездят очень быстро. Но что меня поразило, так это то, что если ты встал на пешеходный переход, то как бы быстро машины не ехали, они все останавливаются и пропускают тебя. То, что это нас удивляет, конечно совершенно неправильно и говорит только о некультурности российских водителей (не всех, правда), но все равно приятно, когда пешехода уважают.
Утром следующего дня ноги в руки и на вокзал. Кинула сумку в камеру хранения (5 000 лир 12 часов), забежала в магазин, купила себе чем позавтракать и села в поезд до Монцы.
Монца – небольшой город в пригороде Милана, где в эти выходные должен был проходить этап гонок Формулы 1, куда я и направлялась. Далее из данного моего рассказа выпадают 3 дня, т.к. они полностью посвящены гонке. Кому это интересно, читайте далее здесь, все остальные могут продолжать чтение далее.
Итак. Вечер воскресенья. Я еду на комфортабельном поезде InterCity из Милана в Венецию, где у меня уже забронирована гостиница (все гостиницы на своем пути я забронировала еще в Москве через интернет). Вокруг, пока не стемнело окончательно, постоянно мелькали города, городишки, деревеньки, отдельные домики – северная Италия заселена очень плотно. Проехали Местре, значит через 10 минут Венеция. Отель у меня метрах в 200 от вокзала, на параллельной улице. Я ее чуть не проскочила, т.к. ее начало было шириной в полтора метра, и только потом она расширялась. Как же хорошо было залезть под горячий душ. Кто читал мою историю про Формулу 1, тот поймет. Не разбирая вещей – все равно завтра уезжать – я почти моментально уснула.
С утра, позавтракав, я вышла на площадь перед вокзалом, откуда на речном трамвайчике отправилась по Большому каналу к площади Сан Марко. На Большой канал выходят фасады самых именитых и старых домов Венеции. В Венеции вообще большинство фасадов зданий выходит на каналы, а улицы – это в основном задворки. Пройдя вдоль Дворца Дожей (Palazzo Ducale), я дошла до самой площади Сан Марко, но, увидев слева маленькую очередь на Кампанилу и зная мою любовь к высоте, быстренько направилась туда. Внутри оказался лифт (а я уж приготовилась к подъему пешком). Вид сверху очень красивый, особенно на лагуну и соседние острова. Сама Венеция сверху маленькая, низенькая, однотипная, но сверху хорошо видна площадь, заполненная голубями и туристами, и собор Св. Марка. Спустившись обратно, я вышла на площадь Сан Марко (кстати, в Венеции только площадь Сан Марко называется «piazza», а все остальные площади – «campo»). Голуби здесь такие же как в Москве: серые, наглые, да к тому же еще откормленные, и куча народу вокруг их кормит, кормит; как они еще не лопнули от обжорства? Внутри собора очень красивая мозаика на полу. За 3 000 лир можно подняться наверх, на террасу, откуда очень хорошо видна площадь перед собором, а также Дворец Дожей и канал.
Оттуда я пошла вдоль набережной к мосту, на котором фотографируется каждый второй, т.к. за ним располагается известный мост Вздохов, по которому водили заключенных из дворца в тюрьму. Перед мостом на площади на набережной просто куча лотков и палаток со всякими сувенирами, бижутерией, одеждой, множество вещей из поделочных камней. Я себе прикупила солнечные очки, т.к. мои развалились еще в Москве, а солнце этим утром было очень яркое и горячее. Далее мой путь описать очень сложно, т.к. мои попытки добраться до определенных мест не увенчались успехом, потому что я постоянно проскакивала мимо нужных улиц и мостов, еще больше запутываясь. Это первый город в котором мне было сложно ориентироваться, т.к. из-за очень малых расстояний я постоянно путала улицы с, как мне казалось, входами во дворы. Действительно, мне, человеку, привыкшему жить в мегаполисе, трудно понять как может быть улицей вон то расстояние в метр шириной и 5 метров длиной между домами. Поэтому я очень обрадовалась, когда вышла на какую-то площадь перед явно старинным зданием, которое оказалось церковью Санти-Джованни э Паоло. К церкви примыкал госпиталь, и так странно было видеть в старинном здании медицинские таблички, просьбы соблюдать тишину, т.к. здесь больные и т.п.
Затарившись в очередной раз мороженым (все же жарко было), я решила пойти к мосту Риальто. Кстати о мороженом: в Италии почти на каждом углу продают мороженое в шариках, как у нас раньше был "Пингвин". Можно выбрать вафельный или бумажный стаканчик и любое количество шариков, а выбрать есть из чего. В первый раз я совсем растерялась: вариантов мороженого было наверное не меньше 20-ти - разные фруктовые, ягодные, ореховые, шоколадные, кофейные, с йогуртом, кокосом, смешанные - глаза разбегаются. Я, кажется, взяла себе сразу 3 разных шарика, т.к. не смогла сделать меньшего выбора :). Но и цены тоже немаленькие. Самое дешевое я видела по 1500 лир за шарик, а в самых туристических местах цена доходила до 5000 за шарик. И еще не рекомендую брать ягодное и фруктовое из водянистых фруктов, т.к. они добавляют в мороженое сок, и из-за этого оно получается вроде нашего молочного, т.е. с кусочками льда. Очень хорошее кофейное и любое ореховое. Ну так вот. На домах появились указатели со стрелками к самым известным туристическим местам Венеции, и я пошла в сторону Риальто. Убрав карту, я шла только по стрелкам, но и они тоже меня путали: в одном месте на стене дома стрелка к мосту Риальто указывала и вправо и влево, оригинально, подумала я, но на самом деле было все равно куда поворачивать, т.к. оказалось, что надо было просто обойти длинный дом либо справа либо слева. На одной из небольших площадей (а может и больших :)) я зашла в кафешку пообедать, так мне принесли такую огромную целую пиццу, что я обедала одной ею наверное минут 30. Неплохо пообедать в Италии можно долларов за 10 (без спиртного). Это если не заказывать еду в кафе на главных площадях. И вообще, еда - это отдельная тема.
Дальше идти было уже просто, потому что вокруг снова появились толпы туристов. Возле моста шла оживленная торговля всем чем угодно. Маски, сувениры, кожа, золото, тряпки. Я не удержалась и купила себе классные кожаные перчатки за 20$. У нас такие стоили бы не менее тысячи рублей. На самом мосту много лавок с золотом и кожей, а после него идет длинная (наверное по венецианским меркам очень длинная) улица с сувенирными, а также овоще-фруктовыми лавками. Меня там удивили 2 вещи: первое – продается огромное количество хороших, больших белых грибов, как будто они их на грядках выращивают; второе – зачем-то продают «свежие» цветы от кабачков, те что большие, желтые. Зачем они нужны я пыталась узнать, но понять так и не смогла. Затем я еще немного погуляла по той части Венеции, встретила еще несколько церквей (но фотографировать их было невозможно, т.к. улицы были слишком узкими) и вернулась обратно через мост на другой берег. До поезда во Флоренцию у меня было еще 1,5 часа, так что я не спеша пошла в сторону вокзала. По дороге купила себе венецианских сладостей на ужин и всяких сувенирчиков. Когда оставалось минут 10 до вокзала, начался ливень, а зонт я благополучно оставила в багаже (с утра же такое жаркое солнце было). Пришлось перемещаться перебежками между крышами магазинчиков и палаток. Забежала я в здание вокзала, взяла багаж и села в поезд. Поезд был европейского класса, сверхскоростной EuroStar. Во втором классе широкие сиденья, подставки для ног, выдвигающиеся столики, кондиционер, жалюзи на окнах и какие-то рекламные проспекты и бесплатные газеты перед каждым креслом. И тихо, замечательная звукоизоляция. Из окна видно как быстро мы едем, а внутри ничего не гремит, не качает. Ни один наш самый крутой скоростной поезд не сравнится с европейским. Итак, впереди 3 часа езды. Вокруг быстро стемнело, я поужинала тем, что купила в Венеции и стала читать путеводитель по Флоренции.
Что же можно сказать о Венеции? Небольшой, очень запутанный город. Действительно множество каналов. Вода в них какого-то зелено-коричнегого цвета, но в это время она не воняла, как часто пишут люди. Гондолы (кстати, на итальянском ударение делается на первый слог) используются только для развлечения туристов (причем недешевого: 100-120$ за гондолу, в которой помещается до 4 человек). Все местные ездят в основном на катерках. Вообще, суши конечно больше, чем воды. Но город мне понравился. Я бы побыла там еще денек, просто погуляла бы куда несут ноги, посидела бы спокойно с чашечкой вкуснейшего итальянского кофе на набережной, насладилась бы старинной атмосферой "города на воде".
Флоренция. От вокзала до гостиницы идти минут 10, но я пока шла, успела замерзнуть. На улице был холод, кажется градусов 7 или 8 светилось на табло какого-то здания, а я в футболке и рубашке. Отель назывался «Genesio». Нормальный отель, приятный ресепшн, в номере стандартный набор, ничего особенного.
На следующий день с утра поехала в Пизу. Около часа езды на поезде и я там. Что можно сказать о городе: маленький, довольно грязный, периодически воняло канализацией. Интересен только Площадью Чудес (piazza del Miracoli – можно перевести как Поле Чудес), где и находится падающая башня с собором и баптистерием. В башню не пускают. За 12 000 лир можно зайти в баптистерий и собор. В баптистерии внутри довольно просто, можно подняться на 2-й ярус и в сам купол – это единственное место откуда хорошо видна площадь и Пиза, только все окошки, даже маленькие, в мелкую сетку, так что фотографировать невозможно. В соборе красиво, очень, можно фотографировать. Еще в Пизе можно полюбоваться видом на реку Арно с мостов, пройтись по ботаническому саду, и, пожалуй, все. Есть, конечно, несколько церквей и дворцов, но они либо закрыты, либо невзрачные на вид, либо выходят на такую узкую улочку, что и не рассмотреть толком.
Посмотрев на Пизу, я поехала в Сиену. Прямых поездов в Сиену нет. Пришлось доехать до Эмполи и там пересесть на поезд до Сиены – всего 1,5 часа езды. В поезде познакомилась с молодой итальянской парой, правда говорить могла только с девушкой, да и то на какой-то дикой смеси английского и итальянского, т.к. она, как я поняла, недавно стала учить английский, и сидела с учебником и словарем.
Тоскана, особенно та ее часть, где Флоренция и Сиена – это холмистая возвышенность. До чего же красивый вид открывается по пути в Сиену – холмы, поросшие кипарисами, акациями и др. деревьями, огромные поля виноградников, кукурузы и подсолнухов, раскинувшиеся на склонах, домики с черепичными крышами, серпантины дорог. Вообще я заметила, что север Италии заселен гораздо плотнее, чем юг. На севере вдоль ж/д сплошные застройки, а на юге все больше поля и леса.
Ну так вот. Сиена тоже расположена на нескольких холмах. От станции надо ехать минут 10 вверх на автобусе чтобы попасть в центр города. По своей запутанности она мало отличается от Венеции, но не за счет множества каналов и мостов, а за счет множества улочек, уходящих то вверх, то вниз, поворачивающих чуть ли не на 180 градусов. Это приводило к тому, что я пару раз ходила кругами. Центр Сиены – полукруглая площадь (Il Campo), состоящая из 9 секторов, сходящихся вниз к замку. Прямо на «склонах» площади сидят люди, вокруг стоят кафешки и палатки с сувенирами. Пойдя направо от площади, я попала к Собору – очень красивый, яркий; далее я дошла до моста, с которого открывается отличный вид на церковь Св. Доменико и близлежащие окрестности. Повернув после моста налево и вниз, я пришла к церкви Св. Марии. Там я куда-то повернула не туда, куда-то шла и вдруг вышла на площадь автовокзала. Оттуда, оказывается, ходят автобусы до Флоренции, поэтому я решила не возвращаться на вокзал, а поехать прямо отсюда. С автострады открывались замечательные виды, но мне почти все время в окно светило солнце, и к тому же большая часть автострады была по краю отгорожена рядом деревьев, что очень мешало моим попыткам запечатлеть эту красоту. Подъехав ко Флоренции, мы попали в пробку и еще полчаса (что очень долго по флорентийским меркам) тащились до вокзала, где конечная. Вот тогда можно было позавидовать мотоциклистам, которые ловко лавировали меж стоящих машин.
Приехав во Флоренцию, я немного прогулялась по центру, отметила места моего маршрута на завтра, но быстро стемнело, и я стала искать где поужинать. Мест где можно съесть что-нибудь горячее, в центре полным-полно, и цены почти не отличаются. Паста, пицца, лазанья в среднем 10-15 тыс. лир, всякие закуски, салаты 7-15 тыс. лир, десерты от 3 (мороженое) до 10 (фруктовые наборы в разноцветном желе со взбитыми сливками) тыс. лир. Я взяла лазанью, да так ею объелась, что тяжесть в желудке испытывала еще часа 3. Запив мою лазанью двумя чашечками замечательного итальянского кофе (после чего я подумала, а засну ли я сегодня), я направилась в отель. На улице было холодно и зябко. Мой гардероб явно не был рассчитан на такую погоду. Хорошо что я не стала брать с собой в Италию шорты и майки, а то протаскала бы весь этот лишний багаж в сумке. И вообще, я на удивление рационально сформировала багаж, лишними оказалась всего пара вещей. Около половины десятого я уже была в отеле – надо было собираться, ведь на следующий день у меня по плану Флоренция, а вечером отъезд в Рим.
С утра бегом на вокзал, сдавать багаж в камеру хранения. У меня со всеми покупками к сумке прибавился еще полный пакет, так что пришлось отдать 10 000 лир как за 2 багажных места. В 9 утра я уже была на площади перед собором. Фотографировать его и баптистерий, который прямо перед ним, неудобно, т.к. между ними не очень большая площадь. Хотела зайти внутрь, но собор работает с 10 (вход бесплатный), а баптистерий с 12 (вход 5 000 лир). Тогда я пошла на кампанилу. Вход 10 000 лир и подъем по спирали наверх. Всего на кампаниле 3 смотровых площадки. Самая высокая на уровне верхушки купола собора (купол Брунеллески) (поэтому-то я на него и не полезла потом), и ведут туда 414 ступенек высотой каждая около 20 см. В общем, хорошая утренняя зарядка получилась, но оно того стоило – вид на Флоренцию потрясающий: внизу сплошные черепичные крыши, далее зеленые холмы, замки, совсем вдалеке видны Апеннины. Эх, вот местечко, вот природа. Сюда наверное отлично приезжать летом, когда все цветет. Забраться на какой-нибудь холм и наслаждаться природой вокруг. А ночью (я думаю летом здесь ночью тепло) смотреть на звезды. Наверное желание сбежать к природе на несколько дней присуще почти всем жителям мегаполисов. Спускаться с кампанилы конечно было гораздо легче чем подниматься (ступеньки я считала именно спускаясь). Пока лазила вверх да вниз, стало почти 10 часов. Ну, думаю, можно и в собор зайти, а туда такая очередина – что-то сразу расхотелось. Хорошо, что все интересное во Флоренции расположено рядом. Пять минут пешком и я уже у Старого Дворца (Palazzo Vecchio). Перед дворцом известные скульптурные композиции, как то: фонтан «Нептун», «Давид» Микеланджело, «Персей» Челлини, «Геркулес и Какус» Биччо Бандинелли. Пока я все рассматривала, фотографировала, а заодно и думала, куда мне пойти далее, начался жуткий ливень, и поэтому выбор был один – пойти во дворец. Чтобы попасть внутрь нужно отдать 11 000 лир, но дворец есть дворец: золото, картины, фрески, лепнина, статуи, мозаичные полы – все очень красиво, не описать словами. Периодически я выглядывала в окна – ливень все шел, но когда я обошла все, что могла, и пошла к выходу, то дождь перестал, как будто специально хотел, чтобы я зашла во дворец.
От Старого Дворца начинается галерея Уффици – крупнейшее собрание произведений искусства. Хотела было зайти, но ко входу тянулась огромная очередь, а на информационном табло у входа светилось «Максимальное количество человек в галерее: 780; среднее время ожидания очереди снаружи – 120 минут, очереди внутри – 30 минут». Вход стоит 12 000 лир, а вообще билеты можно (и нужно) бронировать заранее. Пришлось от этой затеи отказаться. Стоять полдня в очереди когда у меня всего 1 день на Флоренцию совсем неохота. Кстати снаружи в колоннах галереи расположены статуи знаменитых людей средневековья: Да Винчи, Джотто, Микеланджело, Пизано, Донателло и т.д. Ну да ладно, будет еще один повод приехать в Италию еще раз. Следующей точкой был самый известный Старый Мост (Ponte Vecchio). Он представляет собой ряд магазинчиков, торгующих золотом. Прошлым вечером я сфотографировала витрину одного из них, уж очень красиво золото смотрелось в ночной темноте (правда на фотке этого не видно). С моста открывается вид на реку Арно и флорентийскую набережную. Под мостом к моему удивлению плавал лебедь, а в воде рыба, которых подкармливали люди с моста остатками вафельных стаканчиков от мороженого. Над мостом построен коридор, соединяющий Старый Дворец и Новый Дворец (Palazzo Pitti). Палаццо Питти – новый замок на другом брегу Арно – не очень впечатляет снаружи т.к. сделан из почти неотесанных каменных глыб. Сразу за дворцом находится сад Боболи (вход 4 000 лир). Сад находится на холме, и если подняться наверх на площадку, то открывается потрясающий вид на Флоренцию и окрестности. Сад засажен розами, георгинами, пионами и т.д., но к сожалению сейчас цветущими остались всего несколько роз.
Выйдя из сада, я снова прошла по Старому мосту и направилась к церкви Санта Кроче. Сама церковь работала, но на площади перед ней велись какие-то грандиозные строительные работы. В церкви я, кажется, впервые встретила аж целых 2 русских группы с экскурсиями. Оттуда снова мимо Старого дворца через площадь Республики к Дворцу Строцци. На площади раньше был рынок; сейчас от него осталась малая его часть, называемая Новым рынком. В начале рынка стоит бронзовая статуя Вепря (Porcellino) Пьетро Такки, а из его пасти течет тоненькая струйка воды. Считается, что человек будет счастливым, если потрет его пятачок, положит монетку ему в пасть, и она должна упасть вниз через решетку под статуей. При мне несколько человек пытались попасть монеткой через решетку, но получалось это у всех раза с 3-го - 4-го. Я решила тоже попробовать, причем у меня было чувство глубокой уверенности, что я попаду с первого раза. Так, впрочем, и получилось. Убедившись, что мне грозит только счастье, я направилась мимо церкви Св. Лоренцо, церкви Санта Мария Новелла к вокзалу. В итоге пришла за час до отправления поезда совершенно без сил и желания смотреть еще чего-либо. Мой поезд, снова EuroStar, вез меня до Рима 1,5 часа и стоил дороже всех – 57000 лир.
Вспоминая сейчас Италию, я могу сказать, что для меня Флоренция - самый красивый город. Он какой-то очень, даже не могу найти подходящего слова, душевный что ли. В общем мне понравилось все в этом городе. Итальянцы гораздо более общительные и открытые, чем в северной Италии. Архитектура такая величественно-торжественная, но вместе с тем все эти арки, карнизы, завитки придают легкость зданиям. Многие улицы вымощены булыжником, даже те, по которым ездят автомобили. А вокруг города видны зеленые холмы, и хочется представить, что я нахожусь в таком старинном уголке, затерянном среди бескрайних холмов, и связи с внешним миром нет. Мечтать мне не мешали даже толпы туристов. Думаю, что мне понравилось бы пожить некоторое время во Флоренции либо в ее окрестностях, в домике на одном из холмов, поросших виноградником.
Рим. Великий город. Но забегая вперед скажу: смотрите Рим первым в Италии, только первым.
Приехала я в Рим в 9 вечера. Первым делом отметила, что вокзал в Риме намного больше и развитее, чем в любом другом городе Италии. От вокзала до отеля минут 10 быстрым шагом или 15 с тяжелой сумкой. Пришла я в отель, а мне там говорят, что у них залило 2 этажа и поэтому мест нет, но они найдут мне другой. Нашли, объяснили как идти, написали адрес на бумажке и все. Отель я искала минут 15, т.к. объяснили они все неправильно (вот где особенно пригодилось мое скромное знание азов итальянского). Отель «Pavia» оказался приличным 3*, даже с минибаром в номере (правда прайс в номере говорил о цене в 2 раза больше, но на самом деле обошелся мне во столько же, сколько я и планировала).
Проснулась я где-то в 7 утра, позавтракала (эти гады подсунули мне вместо отличного итальянского кофе цикорий), в 8 вышла из отеля и где-то в 8-40 уже была в Ватикане. Т.к. отель находился возле вокзала, а Ватикан совсем в другой стороне, то я поехала на метро и попала в час пик. Народу - как в Москве утром, думала даже сразу не влезу в поезд, но ничего, поместились.
Ватикан – самое маленькое государство мира, всего 0,44 кв.м. Площадь перед базиликой Св. Петра окружена с 2-х сторон колоннадой из 4-х рядов колонн. В центре площади древнеегипетский обелиск, справа и слева от него 2 фонтана. Между обелиском и фонтанами есть мраморные круги, и если встать на них и посмотреть на колоннаду, то будет казаться, что колоннада состоит из 1 ряда колонн. Вход в саму базилику свободный, но, чтобы подняться на купол, нужно отдать 7 000 (пешком) или 8 000 лир (часть на лифте). Далее чтобы попасть на самый верх нужно преодолеть 320 ступеней (если верить тому, что там написано). Причем большая часть пути проходит по очень узкой винтовой лестнице. Зато наверху такой вид на Рим. Воистину, что с Останкино в Москве, что с Эйфелевой башни в Париже, что с Кампанил в Венеции и Флоренции, а теперь и с купола собора Св. Петра вид на город с высоты птичьего полета завораживает. Ватикан – это не только базилика и площадь перед ней. За ней разбит очень красивый небольшой парк с домами, где наверное и живет Папа. А в центре парка из цветов и растений выложен герб Ватикана. Пройдясь по куполу и спустившись теперь на 320 ступеней вниз, я оказалась на крыше самого собора. Но прежде чем спускаться на землю надо было сделать еще одно дело: отправить себе самой открытку из Ватикана с его почтовым штемпелем (правда, зная особенности хождения итальянской почты, ее получения можно ждать очень долго).
После Ватикана мой путь лежал к мосту Ангелов что напротив Дворца Ангелов (назван так из-за того, что на нем установлены статуи ангелов). Во дворец-то я зашла, а вот выйти с другой стороны было очень сложно, т.к. везде за стенами находится ров, поэтому пришлось пройти назад, найти спуск со стены внутрь и только после этого через какую-то арку пройти под стеной.
Итак, от замка Ангелов через несколько площадей и мост через Тибр я попала на Народную площадь (piazza del Popolo). Там стандартный набор: древнеегипетский обелиск и фонтан у стены, за которой уже находятся великолепные сады Пинчо. Туристов на площади почти не было. От этой площади отходят известные в Риме улицы: Via del Corso, которая заканчивается у площади Венеции (piazza Venezia) и Via del Babuino, которая упирается в Площадь Испании, куда я и пошла далее. Piazza di Spagna – это небольшая площадь, где куча народу и еще ездят машины. В центре находится фонтан, прозванный «Лодчонка» за его форму в виде полузатопленной лодочки, наверх, к церкви Trinita dei Monti (церковь Троицы-на-горе) ведет длинная (138 ступеней) красивая лестница. На площади какой-то паренек торговал жареными прямо тут каштанами. Вспомнив, что они мне когда-то нравились, я подошла узнать почем это (помню что в Москве сырые продавались как-то дешево). На мое излюбленное quanto мне ответили 20 000 лир. Видно у меня стал такой офигевший вид, что он поторопился повторить цену, после чего я пришла в себя и пошла оттуда. 10 баксов за какие-то 15 каштанов - это уж слишком. Еще пять минут по заполненным туристами улицам, и я уже подле Фонтана Треви. По обычаю, чтобы снова вернуться в Рим, нужно встать спиной к фонтану и бросить монету, что я и сделала, потому что уверена, что поеду в Италию обязательно еще раз. Далее я дошла до Пантеона, напротив которого тоже располагается обелиск с фонтаном, оттуда к Площади Навона. Площадь в форме вытянутого овала имеет 3 фонтана: Фонтан четырех рек в центре (над фонтаном снова обелиск), и фонтаны Нептуна и Мавра в начале и конце площади. Отсюда по проспекту Виктора Эммануила (Corso Vittorio Emmanuele) я пришла к Площади Венеции, напротив которой на одной из сторон Капитолийского холма расположен Дворец Венеции и памятник Виктору Эммануилу II. Пройдя вдоль подножия холма справа я очутилась прямо у начала лестницы Капитолийского холма, поднявшись по которой попала на Капитолийскую площадь с конной статуей императора Марка Аврелия. Прошлась по капитолийским музеям и вышла к Римскому Форуму. Очень необычно смотрятся эти древние развалины в самом сердце Рима, но в то же время, гуляя там, ощущаешь реалистичность этих полуразрушенных колонн, храмов, домов. Пройдя через Форум, я вышла к Колизею (амфитеатр Флавиев) – удивительное сооружение – многоярусные ряды арок, хитросплетение переходов в центральной его части, ступеньки, на которых когда-то сидели люди. Внутри между рядами арок, разделенных массивными колоннами, таится полумрак, и появляется ощущение, что я попала в прошлое, а приглушенные голоса людей звучат как эхо событий тех времен. Но, выйдя оттуда, я сразу оказалась в шумной толпе туристов, в 20-ти метрах от него проносились автомобили, и почему-то этот резкий контраст старого и нового стал неприятен, как если бы между египетскими пирамидами построили автостраду или казино и центр аттракционов. Не знаю, весь этот калейдоскоп древности и современности вызвал у меня чувство неприязни к городу. Очень захотелось уйти в сторону от шумных улиц, поэтому я зашла в небольшой парк (Parco Oppio) рядом с Колизеем (опять же перейдя пару очень оживленных улиц) на Эсквилинском холме. Но парк оказался не совсем парком в моем представлении: много бомжей, что-то огорожено строительной сеткой, на одной из улиц, проходящих через него, сплошные ряды туристических автобусов, на выходе с другой стороны много мусорных контейнеров, и (прямо как у нас) в них ковыряются бомжи. В общем, поскорее захотелось выйти оттуда. Проскочив таким образом Эсквилинский холм, я вышла к базилике Санта Мария Маджоре, зашла внутрь, полюбовалась привычной уже позолотой, величественным балдахином, росписями, мозаичным полом, вышла и села на ступеньки. Я поняла, что уже жутко устала который день подряд с раннего утра и до вечера ходить и смотреть. Во-первых уже стало скучно одной; во-вторых надоело читать путеводители, захотелось послушать экскурсовода (а русские экскурсии во всей Италии мне попались раза три всего); в-третьих я устала фотографировать что-либо, а также просить кого-то сфотографировать меня на фоне чего бы то ни было. Посидев так минут 15 в состоянии полной атрофии всего, я пошла на вокзал, купила себе билет до аэропорта на завтра и вернулась в гостиницу. Здесь-то меня и ждал сюрприз.
Попросив ключ от номера 14, я услышала в ответ, что меня, оказывается, поселили на 1 день, и, т.к. я не выехала из номера до 11 утра, то им пришлось вынести все мои вещи из номера. Попробовав было объяснить, что меня должны были поселить на 2 дня и вчера тот отель договаривался об этом, мне был дан ответ, что отели никак не связаны, и делай что хочешь. Я, конечно, расстроилась, т.к. очень устала и уже вовсю мечтала о горячем душе, но вместо этого пошла в первый отель ругаться. Там тот же молодой человек, что и вчера, перезвонил в отель и сказал, что действительно у меня там была только 1 ночь, на что я сунула ему под нос мой confirmation и сказала, чтобы он мне обеспечил номер во что бы то ни стало. Но он снова рассказал душещипательную историю, что 2 этажа отеля затопило и действует сейчас только первый, но у него есть номер, который дороже на 10$, но там большая двуспальная кровать, холодильник и т.п., но он готов мне сделать скидку в 5$. Я ему показываю кошелек, где у меня ровно та сумма, которую я должна была заплатить, и никаких 5$ лишних нету. Но он уперся – дешевле никак не могу, ищите отель сами. Тогда я уже просто ради прикола достаю 100 рублей, которые оставляла себе на всякий случай в Шереметьево 2, и говорю, что вот эти русские рубли как раз и равны 5$. К моему глубокому удивлению он несказанно обрадовался, забрал себе деньги, выдал мне ключ от номера, а на вопрос, нужен ли мой паспорт, отрицательно замахал руками.
Вот такой вот веселый у меня был Рим.
А утром я поехала в аэропорт Фьюмичино. Аэропорт по размерам наверное как 2 Шереметьево 2, расписание рейсов очень плотное, каждые 5 минут от 4 до 8 рейсов вылетает. Но везде есть табло, указатели, по длинным коридорам проложены движущиеся дорожки, чтобы не тащить багаж на себе. И паспортный контроль у них проходишь быстрее, ну и Duty Free раза в 2 больше. В общем, выпустили меня из Италии без проблем, поставили штампик на Шенгене, и все, до свидания Италия. Жалко уезжать, но я вернусь, обязательно, не зря же кидала монетку в фонтан.
Если у кого-то есть вопросы – пишите на adeidre@narod.ru или adeidre@yandex.ru
Анна.